Имплантация в носовую полость: редкая ошибка ятрогенного вмешательства
Эндооссальные дентальные имплантаты используются для реабилитации стоматологических пациентов с симптомами полной или частичной адентии. Установки интраоссальных элементов часто может являться затруднительной по причине атрофии резидуального гребня, что может провоцировать возникновение специфических осложнений, случай лечения одного из которых и описан в данной статье.
Клинический случай
50-летняя пациентка обратилась за стоматологической помощью в отделение челюстно-лицевой хирургии при университетском медицинском центре в Амстердаме с жалобами на нарушение носового дыхания после установки восьми имплантатов в области верхней челюсти.
Четыре месяца перед имплантацией пациентке была проведена процедура аугментации атрофированного гребня, а также двусторонний синус-лифт с использованием аутогенной костной ткани, собранной из переднего гребня подвздошной кости. Вскоре после имплантации один из имплантатов, установленный в области левого центрального резца, пришлось удалить из-за формирования ороназальной фистулы и отсутствия признаков его осстеоинтеграции. Никаких дополнительных осложнений по типу риносинусита, выделений из полости носа, рецидивирующих кровотечений или головных болей не наблюдалось. Тем не менее, в ходе выполнения передней риноскопии было обнаружено, что апикальная часть имплантата, установленного в области верхнего правого резца, перфорировала дно носовой полости вблизи носовой перегородки и визуализировалась в ее пространстве.
Слизистая носовой полости с левой стороны оставалась интактной и не демонстрировала никаких признаков воспаления. Результаты рентгенологических исследований (прицельной и панорамной рентгенографии, а также компьютерной томографии) подтвердили факт перфорации кортикальной пластинки в области дна носовой полости.
После обсуждения клинической ситуации с пациентом, было принято решение о проведении трансназальной резекции верхушечной части дентального имплантата под общей анестезией. Во время хирургического вмешательства дополнительно обезболили область слизистой оболочки полости рта, после чего провели ее разрез и сепарацию. Под адекватным водным охлаждением провели резекцию апикальной части имплантата до уровня костного дна носовой полости с использованием стального фиссурного бора. Поверхность титана дополнительно сгладили круглым алмазным бором, после чего все металлические ошурки тщательно удалили из области операционного вмешательства, а слизистую ушили при помощи викриловых нитей 4-0. Пациентке были даны рекомендации относительно того, чтобы максимально избегать чихания и не дуть сильно в нос в ближайший реабилитационный период, а также был предписан прием антибиотиков широкого спектра действия (амоксициллин-клавулоновой кислоты 500/125 мг три раза в день в течение 5 дней). Никаких осложнений в период заживления раны обнаружено не было. В ходе послеоперационных контрольных визитов клинически и рентгенологически было зарегистрировано адекватное состояние слизистой и смежной с имплантатом костной ткани (фото 3). В ходе 12-месячного наблюдения никаких проблем с носовым дыханием не наблюдалось.